Дерево иггдрасиль и как по нему перемещаться. Роль системы Рейки-Иггдрасиль в раскрытии потенциала человека

Именно с этой стороны и нужно рассматривать легенду о Мировом Древе Иггдрасиль в Скандинавской мифологии.

Иггдрасиль:

Игг - разновидность ясеня;

Дра - дерево;

Силь - вселенское.

Считается, что Иггдрасиль - это ясень, но на нем растут все плоды и цветут все цветы, которые существуют в мире. Ягоды его обладают свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, а на листьях записаны судьбы людей. Следовательно, это и есть символ всего живого на земле, символ основы миров.

В Северной традиции существует направление под названием "Сейт", занимающееся путешествиями по разным направлениям действительности. Богиня Сейта - Фрейя.

По легенде, существуют "девять миров", именно их символами являются девять необратимых Рун. "Девять" - число вечной жизни и вечного возобновления.

Вертикальная опора - ось, которая представляет противостояние сознательного и бессознательного, света и тьмы. Горизонтальная плоскость - электрическая разрушительная энергия огня и магнитная созидательная энергия льда.

Хель (Хагалаз) - самый низший из миров. Царство мертвых, холода, мрака и неподвижности. Хозяйка в мире Смерти - Великанша Хель, дочь бога Локи и Ангрбоды. Ее жилище зовется Мокрая Морось, стены которого свиты из ядовитых змей, а двери выходят на север.

Через этот мир мы устанавливаем связь со своим Родом, прошлыми воплощениями, интуицией. Здесь происходит понимание своей цели в жизни.

Чуть выше находится Свартальфахейм (Эйваз)- мир темных альвов, карликов, двергов (цвергов). Это мир гномов, которые населяют мир под землей.

«Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй - Дурин.» [Младшая Эдда, Видение Гюльви].

Гномы знают волшебство, которым никогда не делятся. Они - искусные мастера, которые творят вещи, непосильные для людей и Асов. Они - самые искуснейшие мастера ювелирного и кузнечного дела. В области создания магических ценностей - они первые. Запасы золота и ценностей у них больше, чем в остальных мирах, за исключением миров Асгард и Хель.Среди них много мудрецов. Самое умное существо на свете - карлик Квазир, а второй после него - мудрец - Альвис.

Однако, существуют и обитатели Лессальфахейма, которые населяют землю и воздух над землей - эльфы. Они бесплотны, очень редко показываются, но их задача - делать мир радостным и веселым. Мы можем встретить эльфов в цветах, деревьях и в солнечном свете.

Наша проработка этого мира - изготовление амулетов и артефактов. Это работа с денежными потоками, мелким бизнесом и умением зарабатывать и принимать деньги.

Нифльхейм (Иса) - Страна Туманов, Царство Снега. Ясной погоды здесь не бывает никогда. Энергетика этого мира - пассивная.

Нифльхейм (инь) считается одним из двух первозданных миров. Кода он столкнулся с Муспельхеймом (янь), в южных областях начали таять льды и из под них появилось первое живое существо - великан Имир.

Застрять в этом мире надолго - очень опасно, ведь Обитель Холода способна "высосать" тепло из самого, казалось бы закаленного путника.

Здесь, в Нифльхейме ведется работа с Кармой и Дхармой.

Мидгард (Йера) - двойник нашего мира, мир людей, срединный город, находится на центральной оси Древа.

Стены Мидгарда сделаны из ресниц первосущества - великана Имира. Огорожен мир океаном, в котором плавает змей Мидгарда - Ермунганд. По поверьям, змей стал живым носителем магии, защищающей мир людей.

Боги благоволили Мидгарду и поэтому соединили его с небом радужным мостом, которому дали название - Биврест (с др. исл. "радуга").

Главным защитником этого мира от йотунов и мирового змея, является Тор.

Проработка Мидгарда - принятие духовных и материальных ценностей, служение богам, понимание прекрасного.

Йотунхейм (Наутиз) - окраинная зона земли, где обитают демоны и великаны.

Здесь высокие горы заслоняют горизонт так, что этот мир может показаться одним из самых темных.

В этом мире расположены Ярнвид (Железный Лес), Гастропнир (крепость знаменитой йотунской врачевательницы), Источник Мимира.

Город Утгард является самым крупным йотунским поселением во всех Девяти мирах.

Владыка Утгарда - Утгард-Локи. Он есть и колдун, и военный вождь, хотя пользуется гораздо большей властью и уважением подданных, чем сам король Йотунхейма.

Этот мир живет по своим законам и не подчиняется мировому порядку, установленному Одином, Вили и Ве.

Проработка этого мира - развитие уровней мышления.

Ванахейм (Ингуз) - мир ванов, расы богов и духов, которые сосредоточены на сельском хозяйстве. Они - покровители плодородия и связаны с культом природы и земли.

В Ванахейме самый приятный климат и всегда стоит прекрасная погода. Это настоящая житница Девяти миров.

Появились ваны внезапно, возможно из-за пределов Девяти миров. Сами ваны говорят, что заселили Ванахейм тогда, когда тазовая часть Имира (как самая плодородная) превратилась в устойчивый континент.

Одна из обителей Фрейи, которую так и называют - "дом Фрейи", находится в Ванахейме. Фрейя - одна из самых популярных богинь Северной традиции. Богини любви и плодородия, владычица ванов.

Проработка Ванахейма - умение управлять людьми и управление большим бизнесом.

Муспельхейм (Дагаз) - Огненное Царство, Страна Огненных Великанов.

По легенде, из искр Муспельхейма боги создали звезды. Часть из них они установили неподвижно, а часть - разместили по кругу так, чтобы двигаясь они могли указывать время.

Муспельхейм - буквально Выженная земля. Лишь двадцатая часть огненного Царства доступна для людей, остальная территория залита жидкой лавой или охвачена огнем.

Проживают здесь огненные этины. Народ жизнерадостный и буйного характера. Смех у них очень заразительный, а любимое занятие - пускать фейерверки. Владыка этинов - Сурт, а госпожа - Синмара.

Муспельхейм - канал, соединяющий человека с космосом.

Проработка Муспельхейма - управление эмоциями и умение общаться с людьми.

Альфахейм (Соулу) - родина светлых альвов. Мир света, духов и прекрасных эльфов. Королевство, расположенное над миром людей.

Эстара Т’Шираи:

Иллюзии здесь - естественная часть реальности: это игра, это искусство работы с формами и неотъемлемая часть природы этого мира и его обитателей.

Время здесь течет очень неравномерно, а цикл времен года разнится в зависимости от местности.

Род Ландрет, сейдмад:

"Я обычно попадаю в их мир через врата, которые открываются рядом с одной из больших ветвей Иггдрасиля. В целом, все времена года там идеализированы и отражены в самом ландшафте. Общество у них устроено на средневековый лад: всем заправляет местная знать - собственно, альвы. Но, помимо них, есть множество простолюдинов (веттир - духов), выполняющих самые разнообразные функции. Жилища там меняются в соответствии со временами года; одни знатные альвы обитают в великолепных особняках, другие - в замках, третьи - в роскошных дворцах. Я часто бываю во владениях герцога Осени и в герцогстве Весны, а иногда заглядываю и в горный замок Старого герцога Зимы. В стране Лета для меня обычно слишком жарко. Все эти названия дал этим землям я сам - на основе того, какому времени года они лучше всего соответствуют. Кроме них, есть и владения поменьше: воздушное, морское, речное, озерное, лесное, степное, холмистое и другие, соответствующие разным ландшафтам."

Альвы в прекрасных отношениях с асами и ванами, а вот с йотунами общего языка не находят.

Проработка этого мира - материализация фантазий.

Асгард (Гебо) - небесный город, обитель богов-асов. Золотое королевство. Белое королевство. В нем находится двенадцать замков. Никто не может попасть в этот мир без приглашения.

Это самый маленький мир из Девяти и проживает здесь самая малочисленная раса - асы.

Асгард - шедевр красоты, с вершины Древа открывается вид на остальные восемь миров.

Асгард создали из шейных позвонков Имира три брата - Один, Вили и Ве.

Это самое приятное место для отдыха во всех Девяти мирах.

Проработка Асгарда - принятие в себе Бога.

Дерево Иггдрасил ь; Мировое дерево в германо- скандинавской мифологии - исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.Однако все культуры мира проникнуты этим «грандиозным” образом Древа — жизненной силы Мироздания. Во всех мировых религиях и мифологиях неизбежно возникает образ космической оси, жизненно важный для всех традиций символ средоточия, равновесия и гармонии.

У нас в школе предлагается два уникальных метода практики и познания этой жизненной силы: Путем синтеза трех энергий рейки, рун и Мирового Древо Иггдрасиль это Система Рейки Иггдрасиль авторство Николая Журавлёва, путем практики Световых Кристальных Энергий- (CКЭ®) в системе Рейки Флоры на шестнадцатой ступени Рейки Иггдрасиль (Ясень), Автор системы Мастер — Учитель Рейки Андреас Шнайдер

В Скандинавской мифологии дерево Иггдрасиль соединяет небо и землю. С точки зрения сугубо практической Древо является отражением позвоночного столба человека. Иггдрасиль опирается на три корня, один из корней уходит к асам, второй — к инистым великанам, третий — в Нифльхейм («Мир тумана”). Кроме того, возле каждого из корней течет по источнику; каждый источник в той или иной мере является источником мудрости и познания. Корень, уходящий к гигантам, скрывает источник Мимира («Память”). Возле корня, ведущего к богам (или людям), находится источник Урд («То, что свершилось”). Под третьим корнем — корнем Нифльхейма скрывается источник Хвергельмир («Кипящий котел” или «Источник, который звенит”), где варится питье богов. Корень мирового ясеня, который простирается к инеистым великанам, наделен особым значением для богов и людей.

Основы Дерево Иггдрасиль

Изначальная мудрость была скрыта в источнике, текущем из-под корня мирового древа в земле великанов, и им обладал мудрейший из них - Мимир. Сам Всеотец Один явился туда и попросил дать ему напиться из источника, но за знания нужно было платить, и Мимир потребовал у бога его глаз в залог. Великан получил часть всевидения бога - он скрыл глаз в источнике мудрости, Один - всеведение первых существ. Этот обмен ценностями между богами и великанами пронизывает всю скандинавскую мифологию и соединяет все миры, подобно корням мирового дерева. Другой источник Урд - его имя означало «Судьба». В этом источнике обитают три девы(норны): первая носит то же имя Судьбы, вторая именуется «Становление», третья — «Долг, Обязанность». Вместе с тем их имена означают неизбежность течения времени: имя Урд означает свершившееся, прошедшее время. Это девы судьбы, которые приходят к каждому новорожденному младенцу и наделяют его судьбой - доброй или злой. В судьбах, в том числе и смерти человека, сведущи те же норны, которые присутствуют при его рождении.

Обитатели Иггдрасиля

Судьбы всех существ решаются у мирового древа и воплощения всех миров сходятся у его ствола, в кроне и у корней. У подножия Иггдрасиля обитает дракон Нидхёгг. А в его ветвях обитает огромный мудрый орел, меж глаз которого сидит ястреб; белка Грызозуб снует вверх и вниз по его стволу - она переносит вести, которыми обмениваются дракон Нидхёгг и орел. Четыре оленя объедают его листву, и упоминается еще о множестве змей, грызущих вместе с Нидхёггом его корни, а ствол ясеня подвержен гнили. Поэтому норны должны ежедневно поливать ясень из источника Урд и даже удобрять его - воду они черпают вместе с грязью, что покрывает берега. Вода этого источника священна - что ни попадает в нее, становится белым. Она настолько живительна, что ясень остается вечнозеленым.

Иггдрасиль и девять миров

Иггдрасиль- дерево имеет замечательное строение. На его листьях записаны судьбы людей. Из них сочится роса, вещество, напоминающее священный напиток богов. Ягоды Иггдрасиля обладают неким свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени. Древо Иггдрасиль прорастает сквозь девять миров . Первые три - это «верхний мир» шаманов, суперэго человека. Три последующих - «срединный мир» и сознание, а три последних - это «подземный мир», подсознание и неизведанное. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении . Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери. Древо мужского и женского единства и цельное восприятие Мира в котором жили наши предки, живём мы и будут жить наши потомки.

Вселенная Викингов. Мировое дерево Иггдрасиль

Чтобы понять действие рун, нужно разобраться в строении Мирового дерева.
Делать это нужно постепенно, т.к. сразу поток информации не усваивается.
Правда, многие уже познакомились с рунами Старшего Футарка, и даже начали использовать рунные формулы для определенных целей.
Я нашла хороший рисунок Мирового дерева и решила, что пришло время разобраться в мирах Иггдрасиля.

Вот оно какое дерево Иггдрасиль - Великий Ясень. Так представляли Вселенную Викинги.

Ствол дерева - центральная ось Вселенной.
Девять миров имеет Иггдрасиль.

Крона Мирового дерева - мир Асгард.
Вселенная Викингов «Асгард»

Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи - из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы - это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других - существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей - они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий - боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.

Срединная Земля - мир Митгард
Вселенная Викингов «Митгард»

Это еще одно творение Асов. Митгард - Срединная Земля - жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Населяют мир люди. Людей сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав им жизнь, разум и румяные щеки. Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно).

В целом Митгард - это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Таким образом люди и Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой - Рагнарек - произошел в Митгарде.

Не следует думать, что викинги представляли обитателей Митгарда бездеятельными. О людях сложено немало красивых легенд, которые вряд ли помогут познать сущность мира, но в полной мере опишут быт и жизнь викингов, помогут понять их жизненную философию. Эти легенды стоят того, чтобы их прочитать.
**************************************************************************
Миры Свартальфахейм и Лёссальфахейм (Альфхейм) - они находятся на центральной оси дерева.
Альфхейм (мир эльфов) - между Асгардом и Митгардом, т.е. над землей.
Свартальфахейм (мир гномов) - между Митгардом и Хель, т.е. под землей.

Вселенная Викингов «Свартальфахейм и Лёссальфахейм»

Это миры карликов - черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными и сделали из них гномов и эльфов.

Гномы населяют мир под землей. Они - искусные мастера, могут творить вещи, создание которых непосильно ни для людей, ни для Асов. Гномы знают волшебство, хотя никогда этим знанием не делятся. В области создания каких-либо материальных магических ценностей им нет равных. Без изделий Гномов Асы бы не выжили, стоит лишь вспомнить Мйолльнир, оружие Тора, которым тот борется с великанами, привязь Фенрира, которая удержала самое страшное из когда-либо существовавших чудовищ, и копье Одина. Гномы ведут добычу золота и драгоценностей, их запасы больше, чем во всех остальных мирах (исключая, может быть, Асгард и Хел). Среди гномов немало мудрецов, так, например, самое умное существо на свете - Квазир - был карликом, так же как и второй после него мудрец Альвис. Единственный недостаток гномов - то, что при попадании на них солнечного света они превращаются в камень.

Обитатели Лёссальфахейма гораздо менее деятельны, чем их черные собратья. Они населяют землю и воздух над землей. Живут эльфы в деревьях, цветах, просто в солнечном свете. Эльфы большей частью бесплотны, редко показываются и выполняют только одну задачу - делать мир веселым и радостным.
**************************************************************************

Корни дерева - миры Муспельхейм и Нифльхейм
Вселенная Викингов «Муспельхейм и Нифльхейм»

Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм - изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны - огненные и снежные.

Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем "царство снега". Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика - пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм - на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя - погасить лед. Но ничего подобного не случалось - обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.

Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.

Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм - не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван "обожженным до черноты". Это наводит на мысль, что Муспельхейм - это Африка, где живут "обожженные до черноты великаны". В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.

Результат взаимодействия этих миров - Творение Земли. Нифльхейм предоставил "материал" - глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм - с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны - Муспельхейм - Огонь, Нифльхейм - Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.
**************************************************************************
Корни дерева - мир Йотунхейм
Вселенная Викингов «Йотунхейм»

Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир - несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое - Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве - первые из Асов - убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.

После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.

Тролли, Ётуны или Инистые Великаны - воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий - грубая сила и коварство. Стихия этого мира - Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны - воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.

Забегая вперед, скажем, что викинги признавали за природой мудрость. В чем это проявлялось? Прежде всего, в том, что источник истинной мудрости находился именно в Йотунхейме. Случайность? Вряд ли, в подобного рода текстах каждая деталь имеет свое значение. В то же время северяне явно находили добродетель в борьбе с природой, поскольку войны Тора с великанами, воплощениями злых сил этой природы, были главными подвигами. Так как же устранить это противоречие? На востоке сделали следующим образом - приняли злую составляющую природы как должное (правда, надо отметить, что в таком масштабе такого рода стихийных бедствий, как снежные бури, град и лавины на востоке не было), и не стали с ней бороться, не стали подминать природу под себя, оставляя за ней право делать то, что ей угодно - ведь она мудрая. Таким образом было положено начало "восточному пути развития". Северяне сделали по-другому - они понимали мудрость природы, но мириться с градом и снегом не хотели. Они представляли природу как столб мудрости, залепленный грязью злых проявлений, и полагали, что добраться до мудрости можно только путем устранения этой грязи, что с удовольствием делали. А вот это уже "западный путь развития". Кто прав - восточные или северные жители? Однозначного ответа на такой вопрос дать нельзя - все правы. Главное - не впадать в крайности - чрезмерное подчинение природе приведет к смерти от голода и холода, а чрезмерная борьба с ней - к гибели от смогов и озонных дыр.
**************************************************************************

Корни дерева - мир Ванахейм
Вселенная Викингов «Ванахейм»

Это мир, о котором почти ничего нельзя сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Эта страна к западу от Митгарда и Асгарда, населенная добрыми, умными и очень богатыми духами.

Очередные географические аналогии приводят нас в центральную Америку, где жили племена индейцев, достаточно хорошо подходящих под это описание. Одно только золото Центральной Америки, которым веками бредят золотоискатели, доказывает богатство инков, майя и прочих. Достижения этих народов в науке и искусстве весьма велики. Вполне возможно, что викинги имели некие контакты с индейцами Центральной Америки, так как северяне оплыли чуть ли не весь мир. Во всяком случае, при начале колонизации этих мест аборигены ждали возвращения высоких людей с белыми волосами. Впрочем, "Сага об Инглингах" описывают Ванахейм как реальную страну, местоположение которой описывается как "С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, называемая Танаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой". Что это за река? Если Черное море - это то Черное Море, к которому все привыкли, то Жилище Ванов оказывается где-то в окрестности Киевской Руси. Интересно, что Сага об Инглингах пытается опустить Асгард на землю и ищет ему место к востоку от Танаквисля (чтобы Ванахейм остался западнее Асгарда). Эти попытки наводят на следующие мысли - когда походы и путешествия викингов открыли им мир, они в спешном порядке стали переделывать свою религию, пытаясь найти для Асов прообразы в виде реально живших людей, а для Ванахейма и Асгарда - реальные территории. Зачем им это понадобилось - непонятно. В Саге об Инглингах напрочь выкинуты Нифльхейм и Муспельхейм, о них даже не упоминается, зато говорится о пустынных территориях севера Швеции и о Великой Стране Черных Людей, которая безлюдна из-за зноя. Возможно, путешествия в Африку (а это, безусловно, она) развеяли мифы об огненных великанах, так же как и близкое знакомство с полярными областями - мифы о жителях Нифльхейма. Как бы то ни было, эти переделанные мифы уже далеко не так логичны и менее интересны для изучения. Далее все миры описываются без учета "осовремененных саг", исходя только из более старых.

Теперь о Ванах. Ваны - добрые духи природы, которые помогают делать почву плодородной. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды - тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками. В дальнейшем Асы и Ваны всегда оставались добрыми друзьями. Стихия Ванахейма - Воздух.
**************************************************************************
Вселенная Викингов «Хел»

Еще одна странная местность. Когда и кто ее создал - непонятно. То ли она является побочным эффектом от создания мира, то ли остатком первозданной бездны, то ли вообще существовала всегда - во всяком случае, когда о Хел впервые заговорили, он уже был. В Хел правит дочь Локи - великанша, которая наполовину прекрасная женщина, наполовину - разложившийся труп. Некоторые источники, правда, смягчают картину, говоря, что она просто разного цвета - наполовину кроваво-красная, наполовину иссиня-черная. Хел населяют духи умерших, так называемых "соломенных мертвецов" - те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах - это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение - это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю. Вот и еще одно глобальное отличие Скандинавских Саг от других мифологий - Хел выполняет сразу три функции - страдание, трансформация и возрождение, в то время как в других религиях мертвецы либо только страдают (Греция), либо только возрождаются (Египет), а о трансформации и очистке души от уз земли вообще речи не идет.

Хел, несмотря на свою неприглядность, миру необходим. Если бы не было трансформации душ, мир стал бы скучным, потому что вновь родившиеся люди были бы в точности похожи на умерших. Хел исправляет эту ошибку других религий, возвращая людей на землю новыми, свободными и очищенными. Хел - одна из природных сил, куда входят также миры Ванахейма и Йотунхейма (Йотунхейм - злая природа, Ванахейм - добрая, Хел - неизбежная).
**************************************************************************
Вот видите как интересно! А в других постах я буду писать о взаимосвязях каждого из миров друг с другом.

Структура дерева Иггдрасиль заключается в цикличном взаимодействии девяти Миров, с уникальными жителями и энергетикой, предназначением в работе всей Вселенной. Умение гармонизировать в себе действие этих Миров зарождает собственное внутреннее Древо, позволяет обрести Мудрую Силу.

Мир Муспельхейм , управляемый огненным великаном Суртом и охраняемый могучей армией сынов Муспелля. Этот Мир – чистая энергия огня и плазмы, способных как уничтожить все, так и создать все.

Мир Асгард , окруженный огромной стеной и населенный Асами, которые испокон веков и сражаются и сотрудничают с великанами. Это Мир Богов Войны и хранителей Порядка во Всей вселенной. В нем сосредоточены дух и дыхание, жизненная энергия.

Мир Ванахейм , царство Ванов – особой группы Богов, хранящих тайны магии и дарящих энергию плодородия, сексуальности и объединения пары для продолжения жизни. Символизирует этот мир так же и вода, живительная для всего Древа влага.

Мир Льюсальфхейм , населенный альвами – духами природы, и напитанный энергией солнца. Правимый Фрейром, он также как и Ванахейм отвечает за плодородие, а еще и за мудрость и ясность в мыслях, сосредоточенность и планы.

Мир Мидгард , населенный нами, людьми. Он отвечает за тело, лик, чувства, жизнь и дух, волю и устремления – то есть за всю физическую природу на Земле и материальные блага при жизни. Это самый простой для понимания и выполнения законов Мир.

Мир Свартальфхейм , населенный темными альвами – духами природы, мастеровыми и кузнецами, охраняющими и распоряжающимися всеми сокровищами подземелий. Этот Мир символизирует форму созидания – опору чувств.

Мир Ётунхейм , населенный самыми старыми жителями вселенной даже по сравнению с Богами – великанами. Именно в Ётунхейме Один отдал свой глаз за доступ к тайнам Знаний и магической Памяти. В этом мире хранится информация обо всем что происходит, происходило и будет происходить.

Мир Хельхейм , мертвый Мир. Это Ничто, включающее в себя Все. Правит им Хель – богиня жизни и смерти, а охраняет путь в Хельхейм пес Гарм. Мир Хель – это завершение Пути, это опадание листьев и неприглядная, но Правда обо всем скрытом.

Мир Нифльхейм , самый нижний из всех и противоположный по характеристикам и бытию Муспельхейму. Именно из него вырос мир Хельхейм и он олицетворяет зиму, лед, застой во всем и невозможность изменения всего.

Эти девять Миров на Иггдрасиле образуют руны – двадцать четыре пути. Весь в этих Эддах делится на три группы, как в классической схеме. Живя по смыслу Мирового Древа, мы сами выбираем, как сплетутся наши дороги, какой путь мы выберем, к какой цели мы идем и как долго мы будем в путешествии. Именно поэтому Иггдрасиль в часто изображен в окружении рун, а вставленные камни символизируют положение Миров на этом Древе.

Символ и руны по Иггдрасилю: значение

Выполненное талантливым мастером из дерева, золота или серебра, украшенное камнями Мировое Древо Иггдрасиль станет замечательным подарком любящему и почитающему, чувствующему скандинавскую культуру человеку. Такие талисманы с удовольствием носят практикующие маги и рунологи. Эти изделия прекрасно впишутся в общий стиль гардероба и продемонстрируют ваши убеждения, привлекут внимание и их Покровительство, даруют Знания и Понимание также отзывчиво, как и славянское Древо Рода.

Иггдрасиль в оберегах и амулетах из металла и дерева

Представленные в нашем интернет-магазине талисманы, амулеты и обереги с Иггдрасилем – Мировым Древом символизируют мощь и сбалансированность структуры Вселенной, ее чистую энергию и взаимодействие между каждой веткой и листом. Именно эту мудрость искал Один и за понимание Правды отдал свой глаз.

Просмотры: 4 689

В скандинавской мифологии Дерево Иггдрасиль - это огромный ясень (по другой версии - тис), который метафорически представляет собой «скелет» обозримого мира. Позже у германских народов Ясень Иггдрасиль стал называться Ирминсуль, его покровителем являлся бог Ирмин, вероятно - образ, возникший приблизительно в VIII веке на основе скандинавского образа бога победы Тюра.

Фактически Иггдрасиль и есть сама Вселенная. Миры Иггдрасиля существуют на разных «уровнях», некоторые - в кроне дерева (как, например, Асгард и Альвхейм), другие на уровне ствола (Мидгард), третьи - в его корнях (например, Хельхейм и Свартальвхейм). Однако это более позднее представление о структуре Мирового древа Иггдрасиль (бытовавшее среди фризов). В наиболее ранних эддических текстах, в частности - в «Речах Гримнира» из «Старшей Эдды» говорится о том, что все «ключевые миры» располагаются у корней Ясеня. Один корень уходит в Хельхейм, второй - в Мидгард, третий - в Ётунхейм. Хотя в Стурлуссоновской Эдде предлагается несколько иной вариант: первый корень Древа Иггдрасиль уходит в Асгард, второй - в Нифльхейм, третий, опять же, в Ётунхейм. Чем вызваны такие разночтения, не совсем ясно.

Согласно эддическим текстам, корни Иггдрасиля располагаются вовсе не нижней части мироздания, что было бы логичным. Например, в «Видении Гюльви» сказано, что тот корень, под которым находится источник Урд, находится «на небе». Иными словами, Иггдрасиль, значение которого для древних скандинавов, былом, несомненно, очень велико, имеет непростую многоуровневую структуру, которая, возможно, выходит за рамки привычного нам трехмерного мира. Однако корень Урд наиболее известный из всех корней Иггдрасиля. Именно под этим корнем живут три норны, которых зовут Урд (что значит «судьба», или «прошлое»), Верданди (в переводе с древнескандинавского - «становление», или «настоящее») и Скульд (что значит «долг», или «будущее»). Норны прядут нити людских судеб, они определяют, кому суждено быть великим героем, а кто сгинет в безвестности. И этот образ также неоднозначен, ведь древнескандинавская традиция не была фаталистична, согласно ее канонам человек в любой момент времени сам определял свою судьбу. Норны поддерживали Древо Иггдрасиль, не позволяли ему состариться и погибнуть.

Второй корень Иггдрасиля известен тем, что, согласно «Младшей Эдде», возле него находится некий источник мудрости, который стережет Мимир, величайший из ётунов. Именно Мимиру Один отдает свой правый глаз, чтобы напиться из источника. После этого ритуала Всеотец пригвоздил себя собственным копьем к стволу Ясеня Иггдрасиль и провисел так девять дней, пока ему не открылось сокровенное знание о рунах. С другой стороны, известна иная легенда, согласно которой Мимир был заложником ванов, позже его убили и обезглавили. В соответствие с этой версии Один отдал свой глаз, чтобы оживить голову Мимира (в «Младшей Эдде» на этот счет сказано, что Всеотец забальзамировал голову великана). Затем Один поместил голову Мимира у источника мудрости и периодически ходил к нему за советом, одновременно черпая знания из источника. Также в Стурлуссоновской Эдде сказано, что Мимир сам пил из источника, зачерпывая воду рогом Гьяллархорн. Это тот самый рог, который, согласно тексту обоих Эдд, принадлежит Хеймдалю, так что данный фрагмент также не совсем понятен.

Под третьим корнем Иггдрасиля находится Хвергельмир (в переводе с древнескандинавского «Кипящий Котел»). Это толи источник, толи колодец, из которого берут начало все подземные реки, в частности - легендарная река Гьелль, отделяющая Хельхейм от Нифльхейма. Хвергельмир наполняется влагой, что капает с рогов оленя Эйктюрнира (в переводе с древнескандинавского «с дубовыми рогами»). Эйктюрнир стоит на крыше Вальхаллы и питается листьями с кроны Древа Иггдрасиль. То есть мы вновь видим достаточно непростую пространственную модель, согласно которой корни Иггдрасиля расположены на разных уровнях.

Мифологические образы, связанные с Иггдрасилем

В более поздних мифах говорится не об одном, а о четырех оленях, что пасутся в кроне Мирового древа. Ветви Иггдрасиля также являются прибежищем для огромного орла, который является воплощением мудрого йотуна Хресвельга, своими крыльями он порождает ветер. На орле (или меж его глаз) восседает сокол Ведрфельнир, который видит все, происходящее в мире. У корней Иггдрасиля живет дракон Нидхегг (этимология не известна). Нидхегг пожирает души людей, которые вели недостойную жизнь, это обманщики, убийцы, клятвопреступники. Мудрый орел из ветвей Иггдрасиля постоянно что-то говорит дракону, и тот отвечает, но так как расстояние между ними слишком велико, то сообщения переносит белка Рататоск (в переводе с древнескандинавского - «грызозуб»). Однако Нидхегг, обитая в самой глубине Хвергельмира, постоянно подгрызает корни Иггдрасиля, стремясь сломить дерево.

Также стоит упомянуть, что, согласно «Младшей Эдде», у корня Урд находится «судилище богов», куда асы приходят каждый день, чтобы решать насущные вопросы (не совсем ясно, почему они не могут делать этого в Асгарде). Таким образом, 9 миров Иггдрасиля пересекаются в различных аспектах, образуя замкнутую систему Вселенной.

При этом этимология слова «иггдрасиль» достаточно очевидна. «Игг» - это одно из имен Одина, а «драсиль» значит «скакун». То есть дословно «иггдрасиль» можно перевести как «скакун Одина». Многие исследователи видят в этом отражение мифа о том, как Один провисел на дереве в поисках мудрости. Отсюда происходит наиболее популярный кеннинг виселицы - «скакун висельника» (ведь Одина часто называли богом висельников).

В завершении стоит чуть подробнее сказать о вышеупомянутом германском Ирминсуле, который воплотил в себе идею Мирового древа Иггдрасиль. Как полагали северные германцы, Ирминсуль располагался в Вестфалии, а если точнее - в роще у крепости Эресбург. Однако этот огромный ясень был сожжен Карлом Великим в 772 году (Карл стремился крестить германцев). Второй Ирминсуль, согласно легендам, располагался в Тюрингии, на правом берегу реки Унштрут. Разумеется, на данный момент никакого уникального или хотя бы особо крупного ясеня там нет. Да и вообще, очевидно, что речь в этих легендах идет лишь о священных рощах, капищах, местах поклонения древних германцев. Ведь мифологический Ясень Иггдрасиль - это вовсе не дерево, и скандинавы это отлично понимали. Речь шла о структуре космоса, о котором, быть может, викинги знали гораздо больше нас. Ведь многие аспекты мифов об Иггдрасиле до сих пор не ясны исследователям.

P.S. Необходимо упомянуть о таком понятии как «руны Иггдрасиля» или «руна Иггдрасиля». Исконно подобных понятий в северной традиции не существовало, нет никакой руны Мирового Древа. Но в современных эзотерических практиках (например, система Иггдрасиль Рейки) этот образ активно используется. Это вовсе не говорит о том, что некие «руны Иггдрасиля» нельзя применять для медитаций, нужно лишь понимать, что это даже не реконструкция, это условная стилизация.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.