Участие специалиста при проведении таможенного контроля. Привлечение специалистов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

При проведении таможенного контроля таможенные органы придерживаются нескольким принципам. Одно из них это выборочность и органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Еще одним важнейшим принципом, которого придерживаются при проведении таможенного контроля это обязательно использовать систему управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля. Также необходимым принципом является обязательное сотрудничество таможенных органов с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами. Это необходимо для совершенствования таможенного контроля. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы обязаны взаимодействовать с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Также органы взаимодействуют с лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями). Таможенные органы могут осуществлять в пределах своей компетенции иные виды контроля: экспортный, валютный, радиационный. Конечно же если эти виды контроля соответствуют законодательству государств - членов Таможенного союза. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Что же касается участия специалиста при проведении таможенного контроля, то в необходимых случаях для участия в проведении таможенного контроля и совершения конкретных действий, может быть привлечен специалист, который не заинтересован в результатах таких действий. Он должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Привлечение такого специалиста осуществляется на договорной основе. Также специалист выполнять некоторые действия:

1) знакомиться с материалами, которые имеют отношения к конкретным действиям, которые в свою очередь совершаются с участием специалиста;

2) знакомиться с документами, оформленными по результатам совершения действий в процессе проведения таможенного контроля, в которых специалист принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Также специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, и пояснять все совершенные им действия;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Также таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Иностранные специалисты имеют такие же в целом обязанности, как и отечественные.

Места проведения таможенного контроля

таможенный контроль досмотр специалист

Таможенным законодательством Российской Федерации определены места и время пересечения границы различных товаров и транспортных средств. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами, во время их работы. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля находится вдоль Государственной границы Российской Федерации и может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации вглубь территории Российской Федерации.

На морских, речных и озерных участках территории Российской Федерации зона таможенного контроля располагается вдоль Государственной границы Российской Федерации и может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации. Создается в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии вглубь территории Российской Федерации.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист

Обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий;

3) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Полученная специалистом при привлечении его к совершению действий по таможенному контролю информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев привлечения специалиста не по инициативе таможенных органов.

Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством РФ специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Расходы, связанные с привлечением специалистов других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Смотрите также

Введение
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотно...

Введение
В этой работе я ставлю перед собой целью рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как теории государства и права, – теорию административно-территориального устройства. Рассматриваемый...

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ И КРЕДИТОВАНИЯ
Менеджер – наемный управленец, начальник! Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист! Денис Шевчук...

1. Привлечение специалистов и экспертов к проведению таможенного контроля осуществляется в случаях и порядке, которые определяются статьями 101, 102 и главой 20 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля назначается и проводится в соответствии с главой 20 Таможенного кодекса Таможенного союза с учетом положений настоящей статьи.

3. Срок проведения таможенной экспертизы, предусмотренный пунктом 2 статьи 139 Таможенного кодекса Таможенного союза, может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.

4. В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.

5. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней. Порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

6. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 138 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в случае отсутствия в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации.

7. Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, на основании положений, предусмотренных статьей 144 Таможенного кодекса Таможенного союза.

8. Формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Каждая страница заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы, включая приложения, подписывается таможенным экспертом (экспертом), проводившим таможенную экспертизу, и заверяется печатью таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу.

9. В случаях, когда оплата услуг специалистов и экспертов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза осуществляется за счет средств федерального бюджета, порядок возмещения таких расходов определяется Правительством Российской Федерации.

Норма, закрепленная в п. 1 ст. 101 ТК, позволяет определить специалиста как физическое лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам в . Такое содействие может быть оказано как посредством устных рекомендаций, так и путем непосредственного участия специалиста в проводимых таможенным органом действиях, например, в отборе проб и образцов, применении технических средств и т.п.
В отличие от эксперта, специалист не осуществляет никаких самостоятельных процессуальных действий, а только способствует их проведению должностными лицами таможенных органов.
Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. При этом расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, оплачиваются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного . В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.
В целях оказания эффективной помощи должностным лицам таможенных органов специалисту предоставляется круг прав, перечисленных в п. 3 ст. 101 ТК. В частности, специалист вправе знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием, а также с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.
Следует заметить, что в этом перечне отсутствует право отказаться от участия в совершении конкретных действий. Однако такое право следует из требования, предъявляемого к специалисту, - "обладающий специальными познаниями для оказания содействия". Исходя из этого, представляется, что отказ специалиста от участия в проведении таможенного контроля по причине того, что он не обладает достаточным объемом знаний, будет обоснован. Приведенная позиция подтверждается и тем, что ТК не устанавливает ответственности специалиста за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей.
Между тем ст. 305 Таможенного кодекса Республики Беларусь прямо закрепляет право специалиста отказаться от участия в конкретных действиях, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для осуществления своих функций.
Помимо прав законодатель закрепил за специалистом обязанность участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий и удостоверять своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Также в п. 5 ст. 101 ТК содержится норма, запрещающая разглашение, использование в иных, кроме таможенных, целях либо передачи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, полученной специалистом информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну. Указанная норма соотносится с положениями ст. 8 ТК, которая определяет статус информации, полученной таможенными органами, регламентирует порядок пользования и распоряжения такой информацией.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.