Институт педагогики и психологии образования. Богуславский михаил соломонович Михаил Соломонович Богуславский


Михаил Викторович Богуславский

На Макаренковских чтениях 2010 г.
Дата рождения:
Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:
Альма-матер :
Награды и премии


Богуславский, Михаил Викторович - доктор педагогических наук (1994), профессор (2001), член-корреспондент РАО (2001), заведующий отделом истории педагогики и образования . В настоящее время является ведущим специалистом по методологии, теории и истории образования.

Учёба и академическая служба

В 1977 г. закончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1977-1983 гг. работал учителем истории и организатором внешкольной воспитательной работы в школе № 106 г. Москвы. С 1983 г. М.В. Богуславский находится на научной работе в системе АПН СССР - РАО .

В 1986 г. защитил диссертацию «Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского» на звание к.п.н., спец. 13.00.01, «общая педагогика» .

В 1994 г. защитил докторскую диссертацию, в 2001 г. ему присвоено звание профессора.

27.04.2001 г. избран член-корр. РАО. Ныне исполняет обязанности председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО .

В н. в. является главным научным сотрудником, заведующим отделом истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО.

Вклад в науку

В трудах М.В.Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; воплощены методологические подходы к толкованию истории педагогики, как важнейшего культурно - образовательного явления. Разработана система методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и обновить возможности историко-педагогических исследований. Им осуществлены крупные исследования в сфере философии образования, его ценностных оснований, методологии и технологии осуществления гуманистической педагогики, впервые разработана методология и технология осуществления эксперимента на историко-педагогическом материале .

Учебная и методическая деятельность

М.В. Богуславским разработан и внедрён в практику учебно - методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л.Н.Толстого , П.Ф.Каптерева , В.П.Вахтерова , К.Н.Вентцеля , С.И.Гессена, М. Монтессори и др.

Авторским коллективом под руководством М.В.Богуславского подготовлен учебник «История педагогики» (под.ред. Н.Д.Никандрова . М., 2007, 26 п.л., авт. вклад 16 %), чем внесён значительный вклад в научно - методическое обеспечение образовательного процесса в системе постдипломного образования. Учебно-методический комплекс по истории педагогики внедрён в образовательный процесс МГПУ и ПАПО Московской области, ряда педагогических вузов страны.

М.В. Богуславский является членом диссертационных советов УРАО «Институт теории и истории педагогики», АПК и ППРО МОН РФ и Смоленского государственного университета .

М.В. Богуславским осуществляется руководство Научным Советом по истории образования и педагогической науке РАО: на протяжении 1985-2011 гг. проведено 27 сессий Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования - преподавателей вузов.

Издательская и просветительская деятельность

М.В. Богуславским обнародовано более 620 научных работ, из них 18 монографий. Более 300 научно – публицистических статей опубликовано в центральной педагогической печати. Он автор более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии).

М.В. Богуславский Ответственный секретарь Интернет - журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск», Историко-педагогического альманаха ВЛАДИ (научно-образовательный журнал) .

Общественная деятельность

М.В. Богуславский Президент Общественной Академии творческой педагогики им. Л. И. Рувинского, Председатель Благотворительного фонда наследия Д.И.Менделеева , член Правления Международной макаренковской ассоциации .

Награды

За особые заслуги в области педагогических наук М.В. Богуславский

Основные труды (монографии)

1. «Развитие общего образования в первой трети ХХ века: проблемы и решения». М.,1994. - 10 п.л.;

2. «ХХ век Российского образования». М.,2002. -12,5 п.л.;

3. «Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков». М., 2002.- 8 п.л.;

4. Российское образование на переломе эпох. – Ростов – на - Дону, 2002 (в соавт.).

5. «Отечественное образование: персонажи истории». М., 2003.- 7 п.л.;

6. Модернизация российского образования: проблемы и решения. - М., 2004 (в соавт.).

7. «Развитие российской школы на рубеже XIX-XX столетий: методология и теория». - Тверь, 2004. - 8 п.л. (в соавт; авт. вклад 50%.);

8. «В.А.Сухомлинский: уроки радости познания». М., 2005. - 6 п.л.;

9. «История отечественной педагогики (первая треть ХХ века)». Томск, 2005 - 20 п.л.;

10. «Подвижники и реформаторы российского образования». М., 2005. - 13,5 п.л.;

11. «Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм».М., 2007. -18 п.л. (в соавт. авт. вклад 50%);

12. «Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст)».М., 2007. -18 п.л.;

13. История педагогики. - М., 2007 (в соавт.).

14. «Детское движение в России: между прошлым и будущим». Тверь, 2007. - 6,5 п.л.;

15. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст). Монография. - М.: Научная книга, 2007

16. «Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». М.: ИТИП РАО, 2008. -12 п.л.;

17. «Элитное образование в России: исторический опыт и современность». Тверь: Золотая буква, 2009. -15 п.л (в соавт; авт. вклад 40%).);

18. «Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». Саранск, 2010.- 18 п.л. (в соавт; авт. вклад 50%).

Некоторые книги и статьи (ссылки)

  • Богуславский М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения // Монография, М., 1994 г. Фонд знаний «Ломоносов».
  • Богуславский М.В. 1921. В.Н. Сорока-Росинский // ХХ век российского образования.- М.: ПЕР СЭ, 2002.-336.- С.80-82.
  • Богуславский М.В. История российского образования ХХ века: десятилетие за десятилетием // "Вестник образования", №№ 15, 17-24 (2003 г.) и в № 1, 2 (2004 г.)
  • Михаил Богуславский. «Манифест гуманной педагогики» - как руководство к действию // передовая статья в газете "Гуманная педагогика", подготовленной к Одиннадцатым международным педагогическим чтениям "Учитель, вдохнови меня на творчество!" (сент. 2011 г.)
  • Выступление Богуславского М.В. // на упомянутой конференции (видео).
  • Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5-21.
  • Богуславский М.В. Лабиринты манипулятивной педагогики // Директор школы. 2002. № 9. С. 35-38.
  • Богуславский М.В. Флаги успеха на башнях триумфа. // Сетев. стр. «Педагоги-новаторы», запись от 22.03.2012.

» (прежнее название - Институт теории и истории педагогики). Один из авторов «Большой Российской энциклопедии ».

Михаил Викторович Богуславский

На Макаренковских чтениях 2010 г.
Дата рождения 23 июля (1955-07-23 ) (63 года)
Место рождения Клайпеда , СССР
Страна
Научная сфера педагогика
Место работы
Альма-матер МГПИ им. В. И. Ленина
Учёная степень доктор педагогических наук ()
Учёное звание профессор ,
член-корреспондент РАО ()
Награды и премии

Образование и академическая карьера

В 1986 г. защитил диссертацию «Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, спец. 13.00.01, «общая педагогика» .

В 1994 г. защитил диссертацию «Формирование концепции содержания общего среднего образования единой трудовой школы РСФСР» на соискание учёной степени доктора педагогических наук, спец. 13.00.01, «общая педагогика».

В 2001 г. ему присвоено звание профессора.

27 апреля 2001 года избран членом-корреспондентом РАО. Является заместителем председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики РАО. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО .

Является главным научным сотрудником. Заведовал отделом истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО. Ныне заведующий центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Вклад в науку

В трудах М. В. Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; воплощены методологические подходы к толкованию истории педагогики, как важнейшего культурно - образовательного явления. Разработана система методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и обновить возможности историко-педагогических исследований. Им осуществлены крупные исследования в сфере философии образования, его ценностных оснований, методологии и технологии осуществления гуманистической педагогики, впервые разработана методология и технология осуществления эксперимента на историко-педагогическом материале .

М. В. Богуславским сформированы научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании: предмет, цели и задачи, основные функции, технология осуществления. На данной методологической основе им осуществляется историко - педагогическая экспертиза стратегических документов развития российского образования.

М. В. Богуславский лидер ведущей научной школы в сфере истории педагогики и образования Н. А. Константинова - З. И. Равкина, членами которой является 50 профессиональных историков педагогики исследователей. Для членов Научной школы присущи: актуализация исторического знания; мощная методологическая и теоретическая основа исследований; фундаментальная источниковая база; ярко выраженный патриотизм, осознание особой миссии российского историка; метафоричный, художественный стиль изложения. В результате плодотворной деятельности членов научной школы создан ряд фундаментальных монографий, вошедших в золотой фонд историко - педагогических исследований. В них рассмотрен спектр актуальных и значимых проблем истории образования и педагогической науки. Научная школа Н. А. Константинова - З. И. Равкина утверждена решением Ученого совета ФГБНУ « Институт стратегии развития образования РАО» в марте 2016 г.

Научная школа зарегистрирована в Государственной регистрации базы данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Номер регистрации (свидетельства) 2017620386 от 05.04.2017 г.

Учебная и методическая деятельность

М. В. Богуславский член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по педагогике и психологии (приказ № 355 от 28 апреля 2018 г.).

М. В. Богуславский является профессором Департамента педагогики Московского городского педагогического университета .

М. В. Богуславским разработан и внедрён в практику учебно - методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л. Н. Толстого , П. Ф. Каптерева , В. П. Вахтерова , К. Н. Вентцеля , С. И. Гессена , М. Монтессори и др. М. В. Богуславским создана антология трудов отечественных методистов XX века «Золотые страницы российской методики» (М., 2010). Изданы учебные пособия «Книга для учителя истории: концептуальные и методические рекомендации». (М., 2001) и «XX век российского образования» (М., 2012).

Авторским коллективом под руководством М. В. Богуславского подготовлен учебник «История педагогики» (под ред. Н. Д. Никандрова . М., 2007), чем внесён значительный вклад в научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе постдипломного образования. Учебно-методический комплекс по истории педагогики внедрён в образовательный процесс МГПУ и Академии государственного управления Московской области, ряда педагогических вузов страны.

М. В. Богуславский является членом диссертационных советов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Московского городского педагогического университета и Тверского государственного университета.

М. В. Богуславским осуществляется руководство Научным Советом по проблемам истории образования и педагогической науке РАО. За 1985-2017 гг проведена 31 сессия Научного Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования - преподавателей вузов.

Издательская и просветительская деятельность

М. В. Богуславским обнародовано более 1300 научных работ, из них 25 монографий. Более 300 научно - публицистических статей опубликовано в центральной педагогической печати. Он автор более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии).

М. В. Богуславский - главный редактор журналов «Проблемы современного образования» Московского педагогического государственного университета (входит в перечень ВАК РФ) и «Гуманитарные исследования Центральной России» (Липецк), член редакционных коллегий и редакционных советов журналов, входящих в перечень ВАК РФ «Педагогика», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Гуманитарные науки и образование» (Саранск), «Психолого-педагогический поиск» (Рязань), «Вестник Брянского государственного университета им. Петровского», «История и педагогика естествознания», «Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал» .

Общественная деятельность

М. В. Богуславский - член Научного Совета Ассоциации исследователей образования, Президент Общественной Академии творческой педагогики им. Л. И. Рувинского, Председатель правления Благотворительного фонда наследия Д. И. Менделеева , вице-президент Международной макаренковской ассоциации (ММА) , в 2014 г. избран Вице-президентом Российской макаренковской ассоциации по взаимодействию с научно-педагогическими учреждениями . Член жюри Международного Конкурса научно-творческих работ «Правовая культура - основа гармоничного развития личности и общества», проводимого НО Фондом поддержки и развития образования, творчества, культуры, председатель жюри Всероссийского конкурса педагогов «Мой лучший урок», проводимого Благотворительным фондом наследия Д. И. Менделеева.

Награды

За особые заслуги в области педагогических наук М. В. Богуславский

Некоторые научные труды

  • Богуславский М. В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения . Монография. М.: ИТПиМИО, Фонд знаний «Ломоносов», 1994. - 182 с.
  1. XX век Российского образования. - М.: ПЕР СЭ,2002. - 336 с.
  2. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2002. - 96 с.
  3. Российское образование на переломе эпох. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. - 244 с.
  4. Отечественное образование: персонажи истории. М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2003. - 164 с.
  5. Модернизация российского образования: проблемы и решения. - М.: Министерство образования МО, 2004. - 96 с.
  6. Развитие российской школы на рубеже XIX-XX столетий: методология и теория. - Тверь: ЦНИИССУЗ, 2004. - 96 с.
  7. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. - Тверь: Золотая буква, 2005. - 112 с.
  8. История отечественной педагогики (первая треть XX века). - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 312 с.
  9. Подвижники и реформаторы российского образования. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
  10. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
  11. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст). - М.: ИТИП РАО, 2007. - 236 с.
  12. История педагогики. - М.: Гардарики, 2007. - 413 с.
  13. Детское движение в России: между прошлым и будущим. - Тверь: Научная книга, 2007. - 112 с.
  14. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст). Монография. - М.: Научная книга, 2007. - 236 с.
  15. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины XX века). - М.: ИТИП РАО, 2008. - 130 с.
  16. Элитное образование в России: исторический опыт и современность. - Тверь: ТК им. А. Н. Коняева, 2009. - 272 с.
  17. Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины XX века). - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. - 217 с.
  18. История педагогики: методология, теория, персоналии. М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.
  19. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX-XX вв.): Монография / под ред. М. В. Богуславского. - М.:ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 500 с.
  20. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений современной педагогической науки России. - М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012.- 128 с.
  21. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы: монография. - М.: ИСРО РАО, 2015. - 118 с.
  22. Высшее образование в немецкой и русской традициях: монография / под ред. М. В. Богуславского. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. - 284 с.
  23. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX века: Монография / под ред. М. В. Богуславского. - М.: ИСРО РАО, 2017. - 170 с.
  24. Методология педагогики: коллективная монография. - М.: Инфра-М, 2018. - 296 с.

Выпускник исторического факультета МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ). Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования «Института стратегии развития образования РАО». Ведущий российский специалист по методологии, теории и истории образования.

Заместитель председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики РАО. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО. Ответственный секретарь интернет-журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск». Президент Общественной Академии творческой педагогики им. Л. И. Рувинского, председатель Благотворительного фонда наследия Д. Менделеева, член Правления Международной макаренковской ассоциации, вице-президент Российской макаренковской ассоциации по взаимодействию с научно-педагогическими учреждениями.

Награждён медалью К.Ушинского, медалью им М. Скаткина, золотой медалью «За достижения в науке».

Главное для педагога-манипулятора – совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком целей манипулятора как своих. Для этого существует достаточно известный и хорошо отработанный набор простых манипуляций. Встречаясь с воспитанниками, такой педагог занимает отстраненную «незаметную» позицию. Открыто и искренне заявляет, что он не знает, чем им нужно заняться, как найти выход из сложившейся ситуации и т.п. И приглашает всех питомцев предлагать свои идеи, способы решения проблемы, виды деятельности. Тем самым педагог избавляется от двух негативных «родимых пятен» авторитарной педагогики – пассивности и безответственности воспитанников, охотно делегирующих свою активность педагогу, четко ставящему цель предстоящей деятельности, определяющему формы, а значит, берущему на себя ответственность за конечный результат.

Из статьи «Лабиринты манипулятивной педагогики»

Награды и премии

  • Награждён медалью К. Д. Ушинского (2005)
  • Награждён медалью «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Удостоен Благодарности Комитета государственной Думы по образованию (2009)
  • Награждён Благотворительным фондом наследия Менделеева медалью «За службу образованию» (2009)
  • За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования награждён Почётной грамотой РАО (2010)
  • В 2014 году удостоен высшей награды Российской академии образования Золотой медали «За достижения в науке»
  • 15 апреля 2015 г. удостоен медали им. М.Н. Скаткина

Михаил Соломонович Богуславский

Богуславский Михаил Соломонович (1886-1937) - ремесленник, член КП с 1917, в 1917 избран товарищем председателя Кременчугского совета, в 1918 член ЦИК Украины, в 1919 секретарь Харьковского губкома, в 1920 начальник политуправления Главполитпути, в 1921 член Моссовета, в 1922 зам. председателя Моссовета, в 1924 председатель Малого Совнаркома, член ВЦИК.

Богуславский Михаил Соломонович (1.5.1886, село Крюково Кременчугского уезда Полтавской губернии - 1937), государственный деятель. сын портного. С 1898 работал в типографии в Киеве и Харькове. С 1904 участвовал в революционном движении. В 1905 вступил в Еврейскую социалистическую партию. Неоднократно арестовывался. Вел партработу в Харькове, Николаеве, Кременчуге. С 1912 пред. общегородской больничной кассы (Кременчуг). В 1917 зам. пред. Кременчугского совета. В марте 1917 вступил в РСДРП(б). Депутат Учредительного собрания. С февр. 1918 член Коллегии Народного секретариата финансов Украины. В 1918-19 пред. Воронежского исполкома и комитета РКП(б). Участвовал в подавлении восстания атамана Григорьева. С сент. 1919 - в Политическом управлении Республики. С дек. 1919 зам. пред. Харьковского ревкома и секретарь губкома партии. В 1920 пред. ЦК Союза печатников. С 1922 зам. пред. Моссовета. В 1923-28 активный участник троцкистской оппозиции. С февр. 1924 зам. пред. Главного управления государственного страхования. С 1.9.1924 пред. Малого СНК. Примыкал к троцкистам.

На XV съезде ВКП(б) (дек. 1927) исключен из партии, а в 1928 назначен зам. пред. Сибирской плановой комиссии. В 1930 заявил о своем выходе из оппозиции и был восстановлен в ВКП(б). С 1932 нач. строительства завода горного оборудования (Новосибирск). В 1936 арестован. В качестве обвиняемого привлечен к фальсифицированному процессу по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра". Приговорен к смертной казни. Расстрелян . Посмертно реабилитирован.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Преподаваемые дисциплины

История российского образования. Методы и методология научного исследования

Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды

Богуславский Михаил Викторович награжден медалью «В память 850-летия МОСКВЫ», медалью К.Д. Ушинского Министерства образования и науки РФ «За особые заслуги в области педагогических наук» (2005), Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2014), медалью РАО им. М.Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015), медалью им. З.И.Равкина «За заслуги в развитии истории педагогики» (2016), Почетной грамотой РАО «За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования» (2010), Благодарностью Комитета Государственной Думы по образованию «За большой вклад в развитие образования» (2009), Почетной грамотой министра культуры и массовых коммуникаций РФ «За многолетний плодотворный труд в области сохранения культурного наследия России» (2008), медалью Д.И. Менделеева «За большую просветительскую деятельность» (2008), медалью М.В. Ломоносова «За большой вклад в патриотическое воспитание молодежи», медалью А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть» (2018), Золотым Знаком «Рыцарь гуманной педагогики» (2009), Знаком Губернатора Московской Области «Благодарю» «За большой вклад в развитие образования» (2010), Почетной грамотой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (2018).

Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования «За развитие инновационных процессов и технологий в образовании» (2006).

Уровень образования, квалификации

Образование высшее, квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

Направление подготовки (или специальность)

«История»

Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке

Проходил повышение квалификации: в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в 2016 г. по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности (72 часа).

Основные публикации

Имеет 543 публикации, в том числе 532 научную и 12 учебно-методических, из них за последние 3 года 105 публикаций, в том числе 98 научных статей, 6 научных монографий и 1 учебное пособие.Среди них:

«Подвижники и реформаторы российского образования».-М., 2005. — 13,5 п.л. ;

«Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм».-М., 2007. -18 п.л. (в соавт.);

«Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст)».-М., 2007. -18 п.л.;

«Детское движение в России: между прошлым и будущим». -Тверь, 2007. — 6,5 п.л.;

«Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». -М., 2008. -12 п.л.;

«Элитное образование в России: исторический опыт и современность». -Тверь, 2009. -15 п.л. (в соавт.);

«Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». — Саранск, 2010.- 18 п.л. (в соавт.).

О себе

Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «История», квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

Основное место работы — Заведующий отделом истории педагогики и образования УРАО «Институт теории и истории педагогики».

Руководит научно-исследовательской работой магистрантов, аспирантами и соискателями.

М.В. Богуславский — заместитель председателя Бюро Отделении философии образования и теоретической педагогики, член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО, Президент Общественной Академии творческой педагогики, Председатель Благотворительного фонда наследия Д.И. Менделеева.

М.В. Богуславский является членом диссертационных советов УРАО «Институт теории и истории педагогики», АПК и ППРО МОН РФ и Смоленского государственного университета. М.В. Богуславский Ответственный секретарь Интернет — журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск», Историко-педагогического альманаха ВЛАДИ (научно-образовательный журнал).

М.В. Богуславский является автором более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии). М.В. Богуславский осуществляет руководство Научным Советом по истории образования и педагогической науки РАО: на протяжении 1985-2013 гг. проведено более 30 сессий Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования — преподавателей вузов.

М.В. Богуславским разработан и внедрен в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, С.И.Гессена, М. Монтессори и др.

Область научных интересов

В трудах М.В.Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; реализованы методологические подходы к трактовке истории педагогики, как важнейшего культурно — образовательного феномена. Разработан комплекс методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и модернизировать потенциал историко -педагогических исследований.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.