Что такое корень слова? Что такое корень в русском языке определение.

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Что изучает морфемика?

Морфемика — это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

Что такое морфема?

Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.

Какие есть части слова (виды морфем)?

  • Приставка,
  • корень,
  • суффикс,
  • окончание,
  • соединительная морфема (интерфикс),
  • постфикс.
  • К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- — корень, общая часть схожих слов, составляет базу лексического значения слова;
  • под- — приставка, показывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
  • -ник — суффикс, показывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание — показывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
  • Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

    Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?

    Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку — корень;
  • ¬ — приставка;
  • ^ — суффикс;
  • Ø — нулевой суффикс (см. Как отыскать нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку — окончание;
  • постфикс обозначают или как суффикс, или как перевёрнутый суффикс, или как окончание, или как повёрнутый справа влево символ приставки, так как у учёных-лингвистов и создателей учебников по лингвистике нет одного представления по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают или чертой сверху, или чертой снизу (подчёркивают);
  • // — символ чередования (либо /).
  • См. План разбора слова по составу.

    Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?

    Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова в отсутствие окончания — это база слова . Окончание в базу не заходит. См. тщательно Что такое окончание как часть слова?
  • Чтоб отыскать базу слова и окончание, нужно слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся в отсутствие конфигураций, — база. Часть слова, которая меняется, — окончание. Есть слова, которые не меняются; в их нет окончания, всё слово — база. См. В каких словах нет окончаний?
  • Формообразовательные морфемы также в базу не входят: захоте -л-о- сь . См. Какие морфемы относятся к формообразовательным?
  • База слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. См. тщательно Какие грамматические значения выражает окончание?
  • Изменяемые слова состоят из базы и окончания, окончание может быть нулевым (больО , бол-и ), а неизменяемые слова состоят только из базы (вчера , шоссе ). См. Какие слова относятся к неизменяемым (список частей речи и форм слов)?
  • В словах с постфиксами и (либо) формообразовательными морфемами база может быть прерывающаяся : купа-ет -ся , как-ой-нибудь, обиде-ть-ся .
  • База слова бывает 2-ух видов — непроизводная и производная . Непроизводная база состоит только из корня: дым-О , син-ий . В состав производной базы, не считая корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый .
  • Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной — к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] — часть базы, поскольку окончание — дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

    Что такое корень слова?

    Основная морфема в слове — корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.

    Какие слова именуются однокоренными (схожими)?

    Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).

    К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».

    Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, потому что содержат один и тот же корень —куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».

    Что такое словообразовательное гнездо?

    Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

    Словообразовательное гнездо — это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

    Пример словообразовательного гнезда

    Начальное слово «губерния».

    губерн(и-я) [ губерниj-а ]

    губерн-атор

    губернатор-ш

    губернатор-ств

    губернатор-ск -ий

    губернатор-ствова -ть

    вице-губернатор

    вице-губернатор-ск -ий

    генерал-губернатор ср. генеральный

    генерал-губернатор-ств

    генерал-губернатор-ск -ий

    губерн-ск -ий

    (Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)

    Как отыскать корень в слове?

  • Чтоб отыскать корень в слове, нужно подобрать однокоренные (схожие) слова и отыскать в их общую часть.
  • К примеру,

    1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

    2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень — вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

  • 2. В сложных словах выделяются два и поболее корня.
  • К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.

    К примеру, кор пункт — кор (респондентский) пункт, университет в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

    Какие корешки именуются омонимичными?

    Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.

    К примеру,

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

    2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».

    Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их — омонимичные.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

    Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?

    При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

    К примеру,

    1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;

    2) в словах рот рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .

    Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.

    Упражнения к теме «Омонимичные корни»

    1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

    аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м — слова, схожие слову водить.

    2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

    горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м — слова, схожие слову пылать.

    Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

    1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?

    1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

    Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

    2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?

    Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

    3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?

    Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

    4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .

    Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

    Источник материала Интернет-сайт

  • rus.1september.ru — статья Е.В. Муравенко «Морфемика».
  • Дополнительно:

  • Морфемный и словообразовательный анализ слова (много примеров, однако анализ глаголов не соответствует школьной программке)
  • Электрические морфемные и словообразовательные словари российского языка
  • Упражнения к теме «Корень слова»
  • Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
  • Упражнения к теме «Основа и окончание»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие есть методы образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • Что такое аббревиация?
    • Что такое корень слова?

      Что изучает морфемика? Морфемика — это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу? Что такое морфема? Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами. Какие есть части слова (виды морфем)? Приставка, корень, суффикс, окончание, соединительная морфема (интерфикс), постфикс. К примеру, слово подводник состоит...

    Приветствие.

    « Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

    Почему сегодня у нас такой девиз?

    А вы хотите стать сильнее?

    Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

    Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

    Прочитайте отрывок из стихотворения

    Н. Островского:

    У слова есть корни. И есть родня.

    Оно не подкидыш под сирым кустом.

    Когда я слышу:

    -Защити меня!

    Это значит:

    - Укрой меня, за щитом!

    Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

    Эта тема для нас новая?

    Какую цель мы поставим перед собой?

    Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

    уч.ник учит.ль учебный

    Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

    Корень учения горек, а плод сладок.

    Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

    Какое значение у слова корень в пословице?

    Слово корень - многозначное: корень - подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

    Что общего в значении этого слова?

    Послушайте сказку про корень слова.

    Что же растет от корня слова?

    Как они называются?

    Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

    Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

    Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

    Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

    Какие качества ученика помогут в этом?

    Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

    На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

    Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

    Учащиеся получают слова:

    I группа - лес, лесок, лесной, лесник.

    II группа - цветы, цветок, цветник, цветочек.

    III группа - гриб, грибной, грибочек, грибник.

    Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

    А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

    Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

    Предлагаю поработать в паре дидактические игры

    «Третий лишний», «Рассели жильцов»

    Самооценка.

    Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98

    Учебник стр.75 упр. 132

    В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке .

    Морфемика - одна из сложнейших тем для ребенка. Правильно поделить слово на части сможет не каждый школьник. Тем не менее, умение правильно выделять части слова является необходимым условием для усвоения целого ряда правил русской орфографии.

    Русский язык: что такое корень слова

    Морфема - это значимая часть слова. Сначала при морфемном разборе выделяют основу и окончание. Основа - это неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая и указывающая на форму слова. Например, в слове «коровы» коров – это основа, а ы – это окончание. В основу слова входят следующие части слова (морфемы) – приставка, корень, окончание. Важной морфемой, обозначаемой при разборе слова дугой, является корень слова.

    Что такое корень слова? Корень слова – это общая часть родственных слов. Какие слова называют однокоренными? В основе однокоренных слов лежит один корень, другие же морфемы отличаются. Например, высокий – высота, лист - листва, папа – папочка, сестра – сестринский.

    Как найти однокоренные слова

    1. Существуют слова, имеющие одинаковые корни, но не являющиеся однокоренными. Так, в прилагательных "мирный" и "мировой" можно выделить корень -мир-, но слова не будут однокоренными, так как в первом случае прилагательное образовано от слова "мир" в значении «без войны», а во втором - в значении «то, что вокруг, вселенная». Лексические отличия слов не могут сделать слова однокоренными.
    2. Не следует смешивать однокоренные слова и формы одного слова. Например, слова «морковь» и «морковка» - это однокоренные слова, а «морковку» и «морковки» - это словоформы слова «морковка».
    3. Однокоренные слова необязательно принадлежат к одной части речи. Так, если «морковь» и «морковка» – существительные, то «бег» и «бежать» – существительное и глагол, а «весело» и «веселый» – наречие и прилагательное.
    4. Не забывайте, что кроме корня, в слове есть приставки и суффиксы. Если вы сможете их выделить, то найти однокоренные слова будет намного легче. Например, слово «подбородок». В нем можно выделить приставку под-, суффикс -ок и корень -бород-. Таким образом, теперь можно подобрать однокоренные слова: бородатый, борода, безбородый.
    5. Сложности могут возникнуть из-за исторических чередований согласных. Внешне корни отличаются, но смысл сохраняется. Дело в том, что раньше звучание русской речи отличалось от того, что можно услышать сегодня. Из-за исторических изменений в звуковом строе языка один и тот же корень в разных словах может звучать неодинаково.

    Некоторые примеры:

    • к-ч": рук/а - руч"/к/а
    • к-ц-ч": л"ик/ - л"иц/о - л"ич"/н/ый
    • г-ж: ног/а - нож/к/а
    • г-ж-з: друг/ - друж/и/т" - друз"/йа
    • х-ш: ух/о- уш/и

    Хотя конечные согласные в корнях отличаются, представленные пары слов являются однокоренными.

    Что такое орфограмма корня

    Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».

    В первом случае нужно найти такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением. Например, в_дяной – вода, с_стра – сестринский, д_ловой – дело.

    Во втором случае нужно найти такое слово, чтобы непроизносимая согласная была хорошо слышна. Например, чес_ный - честь, хрус_нуть - хруст.

    Не только в этих случаях стоит помнить, что такое корень слова. Еще одно важное правило основывается на умении выделять корень.

    Чередование гласных в корне

    Из-за тех же исторических причин в некоторых однокоренных словах пишутся разные гласные. Например, в корнях с чередующимися гласными е-и (-бер- -бир-, -пер- - пир-, -мер- - мир-, -стел- -стил, -дер- -дир и др.) буква "и" пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: умирать – умереть, расстилать - расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

    К чередующимся корням также относят:

    лаг-лож, кас-кос, плав-плов, клан-клон, твар-твор, мак-мок, гар-гор, зар-зор, скач-скоч, равн-ровн, раст-рос-ращ.

    Корень слова — это значимая часть слова, которая выражает его лексическое значение, являясь общей для однокоренных ему.

    Корень — главная морфема

    Являясь основной частью слова, корень будет одинаковым для словформ, сходных по значению. Пример:

    лес — подлесок — лесной — лесничий — лесничество — лесостепь.

    Объединяет данные словообразования то, что они обозначают "лес" или имеют к нему отношение. Сделать такое заключение позволяет одинаковая во всех них коренная часть "лес", которая.

    Слово может обладать одним корнем или двумя:

    лес ной — лес остепь лес оруб лес опарк .

    Существуют также языковые единицы, в которых корень слова схож по написанию, но лексическое значение имеет другое. Приведём примеры:

    вод итель — вод а, гор е — гор а, полет лет ний, побед а — бед а .

    В каждой паре можно выделить идентичную коренную часть, которая обладает совершенно разным значением. В качестве примера разберем третью пару:

    • "полет" происходит от глагола "летать" (в небе, в космосе);
    • "летний" происходит от существительно "лето" (самое теплое и жаркое время года, которое следует после весны).

    Корень в составе различных слов

    Попадаются такие словообразования, которые состоят лишь из корня и окончания. Список их не слишком обширен:

    волн-а — земл-я — школ-а — гвозд-и — лип-а — коров-а — звезд-а — сел-о — книг-а — кос-а — зар-я — рыб-а — мяс-о.

    В большинстве случаев слова образуются при соединении различных морфем. Есть несколько способов словообразования:

    1. + + (воль-н-ый, стекл-ышк-о, пиш-ущ-ий, люб-им-ый );
    2. + + (под-мен-а, за-сад-а, до-плат-а );
    3. + + + (до-гад-к-а, при-земл-ени-е, по-блеск-ива-ет );
    4. + + + (не-интерес-н-о, за-шум-е-в, по-се-я-в ).

    Встречаются случаи, когда коренная часть в слове связана с приставкой, суффиксом или вторым корнем. По таким корням невозможно определить лексическое значение:

    • -ня -: с-ня-ть, у-ня-ть, под-ня-ть;
    • -бав -: при-бав-ить, от-бав-ить, раз-бав-ить.


    Как определить корень в слове?

    Найти эту морфему в слове помогает подбор однокоренных ему, близких по смыслу. Та часть, что будет сходна в написании, определяющая лексическое значение, и будет им:

    мор е — мор як — мор ской — примор ье — мор еход .

    Во всем ряду словообразования объединяет одна и та же часть "мор". Значит она и будет коренной морфемой.

    Сад сад овый — сад овник — сад ик — палисад ник — посад ил .

    Общей частью будет словоформа "сад ", которая является корнем приведенного словоряда.

    Видео

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.